24 апреля 2025 года в Галерее Парк Объединения «Выставочные залы Москвы»
откроется выставка фотографа и историка архитектуры Николая Васильева «…И
ставит, ставит обелиски».
24 апреля 2025 года в Галерее Парк Объединения «Выставочные залы Москвы» откроется выставка фотографа и историка архитектуры Николая Васильева «…И ставит, ставит обелиски».
Выставка фотографа и историка современной архитектуры Николая Васильева посвящена архитектуре мемориалов Великой Отечественной войны. За восемьдесят лет прошедших со дня Победы в сотнях городов, тысячах поселков и деревень появились мемориалы ушедшим на фронт и так и не вернувшимся соседям, братьям, мужьям, сыновьям, а иногда и просто умершим от ран в госпитале или по пути в тыл.
Теоретик искусства и архитектуры Джон Рёскин выделял мемориалы и памятники в один из пяти отдельных видов зодчества со своими правилами и принципами – и художественной выразительности, и синтеза искусств. Почти все выбранные для съёмок объекты были зафиксированы фотографом «на всякий случай» – в рамках поездок по стране: экспедиций, посещения научных мероприятий или просто в отпуске.
Типология архитектурных форм советских и постсоветских военных мемориалов чрезвычайно многообразна. Многие из них создавались архитекторами и художниками, прошедшими войну. Пик их возведения приходится на 1960-е и 1970-е годы – время появления первой исторической дистанции и расцвета новой культуры и политики памяти. Публикации и экранизации произведений «лейтенантской прозы» и монументализации форм во всей советской архитектуре.
Модернистская архитектура, зачастую отрицая фигуративность в искусстве, требовала
создания выразительной формы, которая, лишь в меньшем масштабе на уровне простого
зрителя, горожанина, туриста, ветерана дополнялась барельефами, геральдикой, мозаикой. Ставшая символом памяти о вкладе нашей страны в Победу во Второй Мировой войне, Сталинградская битва была увековечена гигантской ростовой скульптурой – части огромного мемориального комплекса. Возникнув не сразу после войны, мемориал Мамаева Кургана стал тем образцом, с которым сравнивают, на который равнялись и равняются создатели других памятников. Несмотря на возрастающую дистанцию, уход из жизни не только рядовых участников войны, но и
достигших больших постов военачальников, в начале XXI века мемориалы участникам Великой Отечественной войны продолжают строиться, хотя позднейшие трагические события так же требуют увековечивания.
Многие авторы монументов, архитекторы и художники сами прошли войну. Создатель
самого известного из них, Мамаева Кургана, скульптор Евгений Вучетич поселился после войны близ Тимирязевки. Были участниками войны и его соседи по Соломенной Сторожке, и многие другие жители района – тогда совсем молодые люди. Их судьбе в войне, боевому пути, жизни в тылу и на фронте, гибели или счастливого возращения домой посвящён второй местный слой выставки. Этот материал представлен в личных письмах и других семейных реликвиях некоторых жителей.